Образец апелляционной жалобы по спору об определении места жительства ребенка

В Московский городской суд

107076, г. Москва, Богородский вал, д.8.

через Кузьминский районный суд г. Москвы

109377, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 8/13

от истца

Ответчик:

Третье лицо: ОСЗН Внуково г. Москвы

119027, г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д. 25 Б

Апелляционная жалоба

ДАТА года федеральной судьей Кузьминского районного суда г. Москвы ФИО. было отказано в удовлетворении искового заявления ФИО к ФИО об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком, о взыскании алиментов. Встречное исковое заявление ФИО к ФИО. было удовлетворено.

Считаю данное решение суда незаконным и подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.

Так, решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. «О судебном решении»).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. «О судебном решении»).

Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает.

Так, судом первой инстанции были допущены процессуальные нарушения вследствие неправильного толкования норм материального права и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения.

В силу ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии со ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей (принцип 6 «Декларации прав ребенка» (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Суд обосновал свое решение исходя из продолжительности проживания ребенка сторон с отцом на основании соглашения от ДАТА ., пола и возраста ребенка, сложившегося привычного образа жизни ребенка, состояние здоровья ребенка, а так же других обстоятельств и пришел к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств для разлучения ребенка с привычно сложившейся для ребенка с момента рождения обстановкой, связанной с проживанием совместно с отцом.

При этом судом не приняты во внимания мои объяснения и письменные доказательства о том, что ответчик неоднократно причинял мне побои, легкий вред здоровью при несовершеннолетнем ФИО. (т. 1, л. 151-153), из-за чего у ребенка появилось заикание (т. 1 л.д. 144-145, 197-199), препятствует общению с несовершеннолетним, о чем свидетельствую мои неоднократные обращения в опеку и полицию (т. 1, л.д. 276, ) и мое ходатайство о приобщении видеозаписи и осмотре ее (т. 1 л.д. 296). Ребенок не посещает никаких кружков и детский сад (т. 1, л.д. 288), фактически все время проводит дома.

Судом не приведены исключительные обстоятельства, при которых ребенка необходимо оставить с отцом, что противоречит международным принципам, закрепляющие права ребенка.

  1.  

Руководствуясь вышеизложенным, ст. ст. 320, 321, 328, 330 ГПК РФ,

ПРОШУ:

  1. Отменить решение Кузьминского районного суда г. Москвы от ДАТА полностью и принять по делу новое решение.

Приложение:

  1. Жалоба по количеству лиц
  2. Опись (направление сторонам документов)

«___»___________2020 г.            _______________/_____________________

Скачать образец жалобы PDF/WORD

Определение места жительства ребенка в судебном порядке

Итак, попытки мирного урегулирования спора ни к чему не привели, а заключение соглашения со вторым родителем невозможно.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:  Установление отцовства в судебном порядке после смерти отца: судебная практика

В такой ситуации единственным способом решения вопроса будет определить место жительства ребенка через суд.

Пункт 3 статьи 65 Семейного Кодекса РФ

При рассмотрении исковых требований об определении места жительства  суд, в первую очередь, как и в делах о снижении размера алиментов, будет соблюдать и защищать интересы детей.

В этой связи суды применяют Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Совместное проживание родителей препятствует разрешению спора о месте жительства несовершеннолетнего.

Условие о раздельном проживании родителей обязательно, иначе суду невозможно оценить, кому из родителей передать ребенка, а органы опеки не смогут оценить условия проживания каждого из родителей.

Также будет не ясно, как исполнить решение суда при совместном проживании родителей.

Так, например, Гагаринским районным судом г. Москвы, было установлено, что супруги с двумя несовершеннолетними детьми зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире.

Мать детей обратилась в суд с иском о взыскании алиментов на них. Отец обратился с встречным иском об определении их места жительства с ним, несмотря на то, что оба родителя проживают вместе с детьми в одной квартире и состоят в не расторгнутом браке.

Суд удовлетворил исковые требования истицы. В удовлетворении встречных исковых требований отказал.

Порядок и аравила определения места жительства ребенка установил Верховный суд РФ.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 №10

Определение места жительства ребенка через суд невозможно без учёта обстоятельств, сформулированных в Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011.

Посмотреть перечень обстоятельств:

Однако отмечу, что указанный перечень обстоятельств не исчерпывающий. Суд в конкретном деле учитывает и другие обстоятельства.

Узнайте о 60 факторах, влияющих на решение суда в рассматриваемом вопросе.

Эту информацию не найдете нигде, потому что это авторский опыт в делах об определении места жительства. А опыт складывается годами.

Станьте мудрее оппонента в суде, уверенно подготовьтесь к суду, поймите слабые места оппонента и «бейте» по ним.

Правом определить место жительства ребёнка наделены исключительно родители. Бабушки и дедушки не вправе просить суд определить место жительства детей с ними, поскольку статья 67 Семейного кодекса РФ не предоставляет им такого права.

При решении в судебном порядке вопроса об определении места жительства несовершеннолетнего суд учитывает его мнение.

Статья 57 Семейного кодекса РФОсобенности применения нормы с примерами из практики подробно разъяснены в этой статье.

Дело Ольги и Дениса

Примером подобного спора является одно из дел, которое мне довелось вести. Я представлял интересы женщины, средних лет, назовем ее Ольгой. Она прожила с Денисом в зарегистрированном браке около шести лет. В браке у них родился ребенок – девочка Таня, которой на момент рассмотрения спора исполнилось одиннадцать лет. После развода Таня проживала с матерью, отец платил алименты и регулярно виделся с ребенком. Так продолжалось несколько лет. Ребенок был не простой, психологами ему был поставлен диагноз гиперактивность, в связи с которым Таня вела себе не самым лучшим образом и доставляла много хлопот обоим родителям. Сложный характер Тани не нравился учителям и руководству школы, в которой она училась. Школьное начальство периодически пыталось перевести девочку на домашнее обучение, дабы не затруднять себе жизнь.

Здесь следует отметить одну особенность присущую школьному образованию, которое использует стандартные методы для обучения и любой необычный ребенок выбивается из школьной программы. В таких случаях школа не ищет индивидуального подхода к ученику, а навешивает на него ярлык — «сложный ребенок», после чего ребенка начинают выживать из учебного заведения разными способами. Чаще всего создается нездоровая обстановка в классе, ученики настраиваются против «сложного ребенка», а учителя начинают докладными записками фиксировать любые шалости подростка. Далее в конфликтных ситуациях учителя начинают обвинять ученика, даже если он не виноват и фиксируют данный факт докладными записками директору. В результате ребенком не занимаются, он ходит в школу отсиживает уроки, не получает нужных знаний, потому что для учителей он является проблемным и отвлекает их от школьной программы, которую им нужно давать другим детям, а следовательно от обучения «сложного ребенка» они уклоняются. В результате ребенок начинает отставать в знаниях и тут то его за неуспеваемость приглашают на многочисленные педагогические советы, где учителя и родители других учеников начинают упрекать его и его родителей в том, что они не соответствуют школьным требованиям. Таким образом, неспособность учителей обучать детей, сколько нибудь отличающихся от других, трансформируется в обвинение родителей ребенка в плохом воспитании «сложного подростка». Примерно такой схемой, пользуется большинство учебных заведений, для того чтобы избавиться от ненужного им ученика. В результате формируется негативное отношение школы к учащемуся и создаются условия, чтобы избавиться от него. При любом удобном случае учебное заведение предпримет всё возможное, чтобы добиться его перевода в другую школу или вовсе исключить. Нам важно детально описать принцип работы школьного образования, так как в нашем деле он приобрел весьма неожиданный оборот.

Вернемся к нашей ситуации. До поры до времени бывшие супруги Ольга и Денис жили спокойно. Относительно мирно, без суда, договорились о порядке общения с ребенком и выплате алиментов. Ольга снова вышла за муж и ее финансовое положение серьезно окрепло. Денис тоже фактически создал семью и жил гражданским браком, хотя материально чувствовал себя хуже Ольги.

С взрослением Татьяны у нее усилились конфликты в школе, ей было сложно налаживать отношения с ровесниками. Вызвав пару раз родителей в школу, руководство учебного заведения решило, что Татьяна – «сложный ребенок», после чего стали выживать ее из школы под благовидным предлогом якобы в интересах ребенка. Такая позиция школы только усугубила конфликты, как это часто и бывает. К тому же в период взросления девочка стала понимать, что ее родители развелись, и она ни как не могла решить для себя, где ей будет лучше. Она не знала где ее дом и разрывалась между отцом и матерью. Метания девочки привели к тому, что она стала устраивать публичные истерики в школе и каждому из родителей в отдельности.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:  Признание брачного договора недействительным: основание, порядок, последствия

Конфликт в школе и его влияние на дело

В один прекрасный день Татьяна отказалась уходить из школы и идти домой к маме и устроиласкандал. Девочке вызвали скорую помощь и пригласили отца с матерью. В тот день девочка захотела пойти к отцу и он забрал ее с ночевкой. Последующие несколько дней девочка жила у матери, но через некоторое время попросила отвести ее к отцу, так как хотела погостить у него. Мама выполнила просьбу дочери, потому что хотела, чтобы она общалась с отцом в любое время, когда захочет, да и раньше дочь частенько гостила у отца.

Дальнейшее развитие событие стало для мамы полной неожиданность. Отец, пользуясь случаем отвез ребенка в другой город за две сотни километров к бабушке и оставил ребенка там якобы погостить в однокомнатной квартире, в которой проживал еще его дед, страдающей психическим расстройством, а также две бойцовские собаки. Затем Денис посетил школу и перевел дочь на домашнее обучение. Руководство, безусловно, обрадовалось такой возможности избавиться от девочки и дало отцу отрицательную характеристику о взаимоотношениях матери и ребенка, в которой был раздут случай, когда девочка не хотела идти домой к маме. Суть характеристики сводилась к тому, что мама не участвовала в жизни ребенка, что и явилось причиной плохого поведения и обучения девочки. С этой характеристикой отец в тот же день пошел в органы опеки и попечительства, которые привлекались к разбирательству случая отказа ребенка идти домой. В органах опеки отец получил заключение, из которого следовало, что мама не занимается дочерью и плохо ее воспитывает. Таким образом, в течение пару дней отец собрал документы против матери, фактически изъял ребенка из семьи, а затем подал на мать иск об определении места жительства ребенка с ним. Сколько бы мама не билась у нее не получалось забрать ребенка к себе потому, что ей не верили, а верили документам отца о том, что она плохая мать.

В этой ситуации Ольга стала искать адвоката по семейным делам и обойдя несколько специалистов пришла ко мне. На консультации адвоката она подробно и весьма эмоционально рассказала о своей ситуации. На первоначальном этапе работы по данному делу было важным определить истинные мотивы действия отца и его интересы. Так как его коварное поведение существенно отличалось от того, как он вел себя раньше. Напомню читателю, что ранее он мирно договорился с матерью о выплате алиментов и они установили порядок общения с ребенком. Таким образом, было не ясно, что заставило Дениса кардинально изменить свою позицию.

Со слов Ольги, привлеченный мной психолог, составил психологический портрет её бывшего супруга. По заключению психолога Денис был дружелюбным, открытым и мягким по характеру человеком. Он хорошо относился к бывшей супруге и их общему ребенку. Таким образом, стало очевидным, что для достижения положительного результата по делу необходимо провести переговоры с Денисом и выяснить причины, по которым он стал вести себя агрессивно.

Перед переговорами я предположил, что Денис хотел добиться прекращения выплаты алиментов Ольге на содержание дочери. С этой целью он переложить бремя содержания и воспитания ребенка на своих родителей, дабы спокойно строить свою личную жизнь с новой женщиной. Переговоры подтвердили мою догадку. Удалось выяснить, что на Дениса оказывала давление его гражданская жена, которая не хотела, чтобы он тратил деньги на ребенка и более того она подговорила его, чтобы он после того как суд решит, что ребенок будет проживать с ним, подал на мать ребенка иск и взыскал с нее алименты для дочери, на которые они смогли бы жить. К тому же эти события произошли в период времени, когда Денис потерял работу. Именно в этот момент его гражданская жена сказала, что уйдет от Дениса, если он не обеспечит их совместное проживание. Желая помочь Денису, его мать и отец согласились воспитывать и содержать его дочь, чтобы он смог построить свою личную жизнь. Совокупность всех этих факторов привели к тому, что Денис проявил малодушие и сделал то, что сделал. Вся ситуация ухудшалось тем, что дедушка и бабушка стали настраивать ребенка против матери и позволили ей делать все, что Татьяна пожелает. Они умело манипулировали её детскими желаниями и девочка, недолго думая, сказала, что хочет жить с отцом. Для моего клиента ситуация была патовая. Ольгу изощренно обманывали.

Ольга не хотела отказываться от ребенка. Супруг Ольги поддержал её, а мне удалось вселить в нее уверенность, что у нас получится изменить ситуацию. Главное для этого настойчиво и последовательно отстаивать свою позицию. Опыт оказания юридических услуг и работа адвокатом по семейным делам привели меня к пониманию, что индивидуальный подход к каждому делу, построение продуманной тактики ведения дела и четкое следование ей является залогом успеха. Тактика работы по делу Ольги была построена на нескольких базовых принципах:

  • любая навязанная ребенку точка зрения, может быть изменена на истинную точку зрения.
  • решение по спору об определении места жительства ребенка принимается исходя из анализа длительного периода общения ребенка с родителем, а не в результате эпизодической ситуации.
  • несовершеннолетний ребенок должен постоянно проживать только с родителем, а не с его родственниками.

При подготовке к защите в суде мы собрали документы, которые подтверждали, что Ольга внимательно воспитывала своего ребенка и делала все возможное для дочери. Это были медицинские документы за несколько лет, согласно которым мама активно следила за состоянием здоровья ребенка и выполняла все рекомендации. Мы получили заключение психологов, к которым мама водила дочь, чтобы справится с её гиперактивностью. Нами были собранны характеристики, дипломы и грамоты из спортивных секций и кружков которые по настоянию матери ребенок успешно посещал и занимал призовые места. Все документы в совокупности опровергли позицию отца о том, что мать не занимается жизнью ребенка.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:  Бланк искового заявления о взыскании алиментов

Не забыли мы и о документах, доказывающих хорошее финансовое положении матери в сравнении с отцом ребенка. У Ольги с супругом была в собственности большая трехкомнатная квартира, одна из комнат которой была оборудована под нужды ребенка и имела всё необходимое для полноценного развития дочери. У отца напротив, квартира была однокомнатная, не принадлежащая ему на праве собственности. Фактически Денис, гражданская жена и дочка-Татьяна должны были проживать все в одной комнате.

Также по адвокатскому запросу по месту нахождения ребенка пришли органы опеки с полицией и зафиксировали, что ребенок на самом деле проживал в неприспособленных для этого условиях, за две сотни километров от отца и матери, с дедушкой и бабушкой, которым составляли компанию две бойцовские собаки. Когда мама показала ребенка врачу, было установлено, что за три месяца проживания отдельно от родителей она набрала вес на 40% больше, чем ей следовало по возрасту. Девочке был поставлен диагноз ожирение. Выяснилось, что проживая с бабушкой и дедом, ребенок прекратил любые занятия в секциях и кружках. Днями на пролет девочка смотрела телевизор, ела в неограниченных количествах сладости. Ребенку нравился такой образ жизни, но он абсолютно не соответствовал интересам ребенка. Так проявлялась тактика отца, что бы умаслить ребенка на период судебного разбирательства.

В судебном заседании выслушали девочку, которая заявила, что хочет жить с отцом. На этом же настаивал сам отец и органы опеки, которые ранее дали ему отрицательное заключение в отношении проживания с матерью. Представители школы, давшие ранее отрицательную характеристику матери, особо рьяно настаивали на проживании ребенка с отцом, так как не хотели видеть девочку снова у себя в школе. В этой ситуации Ольге пришлось нелегко, но она не потеряла самообладания, стойко выдержала все нападки в свой адрес и выполнила все мои наставления. В ходе длительного судебного процесса нам удалось раскрыть суду глаза на ситуацию. Мы доказали, что в данном конкретном случае отцом ребенка была сфабрикована ситуация в которой разовый конфликт матери с ребенком был использован с целью достичь своих корыстных целей. Суд был уже готов вынести решение в нашу пользу, но такое решение для дочери означало бы, что мать насильно через суд забирает её у доброго отца и бабушки с дедушкой.

Какие документы потребуются для определения места жительства несовершеннолетнего

Теперь давайте определимся, какие документы для определения места жительства ребенка потребуется приложить к иску.

Правоустанавливающий документ на жильё.

Важно, чтобы вы владели жильем на законном основании (право собственности, социальный наём, аренда).

Прикладываете копию свидетельства о регистрации права, либо выписку из единого государственного реестра недвижимости, а равно договор найма жилого помещения. А уже подробное описание места вашего жилища даст орган опеки и попечительства при обследовании жилищно-бытовых условий.

Если вы арендуете жилье, то это не значит, что в иске откажут на этом основании.

Совет ответчику:когда предлагаемое истцом жильё в качестве места жительства ребёнка является съёмным, это предполагает: возможные переезды, смену детского сада или школы, привыкание к новому месту жительства, новым учителям, друзьям.

Такое непостоянство негативно сказывается на малолетнем. Об этом укажите в возражении на исковое заявление.

Характеризующий материал.

Поскольку вы для суда посторонний человек, как и все люди, приходящие в суд за разрешением своих споров, то вам необходимо сформировать у суда некое представление о вас, как о личности.

Для этого потребуется собрать на себя характеризующий материал, то есть, характеристики и справки из самых разных мест и учреждений:

  • характеристика от участкового уполномоченного полиции.

В такой характеристике прописывается, что, что вы на учетах в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделениях по делам несовершеннолетних правоохранительных органов не состоите; к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего не привлекались.

  • характеристика с  места работы.

Даст суду представление о том, сколько работаете в должности, каков график работы, какова продолжительность рабочего дня.

В характеристике целесообразнее сделать акцент на том, связана ли работа с выездом в другие города, в командировки, в ночное время.

  • характеристика из образовательного учреждения, в котором воспитывается, обучается  подросток.

Это характеристика из дошкольного учреждения, детского садика, школы.

Указывается информация о том, какое участие принимаете в жизни сына, дочери, посещаете ли родительские собрания, состоите ли в родительском комитете и т.п.

  • справки нарколога и психиатра о том, состоите ли на учётах.

Если хотите, чтобы суд удовлетворил исковые требования, то желательно, чтобы все вышеуказанные источники информации характеризовали вас, как исключительно положительную личность.

Источники

  • https://advokat-vorobev.ru/apellyacionnaya-zhaloba-na-reshenie-ob-opredelenii-mesta-zhitelstva-rebenka/
  • https://evgeniyvolkov.ru/opredelenie-mesta-zhitelstva-rebenka-moe-podrobnoe-rukovodstvo.html
  • https://AdvokatAstafev.ru/praktika/dela_semeinye_opredelenie_mesta_zhitelstva_rebenka/

[свернуть]